Приглашаем 28 мая, в 11:00 в ЦМС имени А. С. Попова (по адресу: Санкт-Петербург, Почтамтский пер., 4) на очередное 171-е заседание С.-Пб КЛИО.
Тема встречи: «ЦЕНЗУРА ПРИ ИЗДАНИИ ОТКРЫТЫХ ПИСЕМ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»
Доклад Н. А. Мозохиной
К концу XIX века институт цензуры в Российской империи представлял собой отлаженный инструмент контроля, значительно сокращавший свободу печати. Государственные органы постоянно были заняты настройкой этого инструмента, а издатели и авторы старались подстраиваться под текущие правила. В этих непростых условиях в России появилась частная иллюстрированная открытка.
Цензура — от латинского Censura, — «строгое суждение, суровый разбор, взыскательная критика».
Изучению цензуры и её оценке посвящено много трудов. Тем не менее, в наши дни всесторонне исследована цензура текстов, тогда как публикаций по истории цензуры изображений, актуальных для изучения открытки, практически нет. Наталья Мозохина, предлагает своё исследование. Раскрывая по найденным документам частные нюансы, она разделяет бытование дореволюционной открытки в аспекте цензуры на три основных этапа:
1894-1906. Изначально цензурные ведомства занимались выдачей разрешений на печать изображений, они же запрещали издание ещё до его выхода в свет (предварительная цензура). Для этого времени на открытках обязательна надпечатка «формулы цензурного дозволения».
1906-1914. По политическим причинам предварительная цензура для изображений в апреле 1906 года была отменена. Однако, теперь издатель должен был принимать на себя все риски издания того или иного рисунка на открытке и «отвечал рублем» в случае наложения запрета на уже отпечатанный тираж после проверки торговых точек со стороны инспекции надзора за типографиями и книжной торговлей. Отсутствие «формулы цензурного дозволения» на открытках не означает того, что цензоры их не просматривали. Появляются судебные преследования, инициированные цензорами, за издание политически вредных открыток (карательная цензура).
1914-1917. С началом Первой мировой войны общую (гражданскую) цензуру сменила военная цензура, вернувшая по сути предварительную цензуру. Осуществлялась теми же цензорами, что ранее занимались общей (гражданской) цензурой. После Февральской революции общая цензура была отменена, военная сохранялась, но в связи с ликвидацией старого цензурного ведомства не было кадров и механизмов для осуществления должного надзора.
Открытки, как любой изобразительный печатный материал, в зависимости от тематики отпечатанных на них рисунков или места и времени издания, подлежали контролю со стороны одного из видов цензуры: внутренней (общей (гражданской), духовной, министерства императорского двора, военной) или иностранной.
Как стандартный иллюстративный материал, они должны были подчиняться общепринятым правилам цензуры. Однако для ускорения издания и решения ряда других проблем издатели и типографы научились обходить цензурное законодательство и дополнительные ограничивающие циркуляры. Как должны были издаваться открытки и как они на самом деле издавались — на эти вопросы и постарается ответить докладчик.
Comentarios