3 июня 2021 года ушел из жизни Александр Анатольевич Шестимиров, главный редактор и издатель журнала «Филокартия», историк искусства — самоучка, специализировавшийся на малоизвестных и забытых русских и зарубежных художниках XIX века, коллекционер-филокартист, награжденный медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России». Ему было всего 57 лет.
Он был одним из основателей первого современного журнала, посвященного отдельной отрасли коллекционирования — филокартии — журнала «ЖУК». Не каждый вид собирательства удостаивается собственного журнала. Первый номер увидел свет в 2004 году. С 2006 года А. А. Шестимиров начал издавать журнал «Филокартия», выходивший по настоящее время. Он объединял и исследователей, не занимавшихся коллекционированием открыток, лишь попутно, в рамках своей темы касавшихся вопросов издания открытых писем, и пишущих коллекционеров, и коллекционеров не пишущих, но много знающих и делившихся своим опытом и находками. В журнале были статьи как о видовых открытках, так и о художественных, об издателях, об изображенных личностях, о фотографах и о многом-многом другом, связанным с миром почтовой открытки. А. А. Шестимиров сам искал авторов, редактировал статьи, помогал «заговорить» непишущим коллекционерам, верстал номера, искал рекламодателей, договаривался с типографиями, занимался распространением.
«Если коллекция может быть применима для чего-либо, хотя бы для написания книг, то значит, заниматься этим полезно и нужно»
Он был автором нескольких книг, посвященных западноевропейским художникам второй половины XIX века и основанным на материале открыток: Уотерхаузе, Берн-Джонсе, Альма-Тадеме, Россетти. Но самым значительным его трудом стал увесистый том «Забытые имена», в котором впервые на основе открыточного материала автор собрал биографии малоизвестных даже среди специалистов русских художников XIX столетия: Федора Бронникова, Руфина Судковского, Александра Маковского, Михаила Гермашева, Сергея Соломко, Степана Колесникова и многих других. Это настоящая энциклопедия русской живописи, ставшая настольной книгой для многих искусствоведов, хотя написана и не профессионалом.
Его уход — это невосполнимая потеря, и как человека, и как подвижника, пропагандиста филокартии. Благодаря его усилиям филокартия как наука и историческая дисциплина подтверждала свою «научность», потому что он публиковал предварительные результаты исследований, давал консультации. У него всегда можно было спросить контакты коллекционера по нужной теме. Вечная память!
留言